11 октября 2012 г.

Готовый скрипт или собственная разработка?

Тут NetCat задавал вопросы своим партнерам. В том числе был и такой вопрос: не испортят ли клиенто-ориентированные решения рыночную карму? Не случится ли так, что разработчики не будут нужны?

Я задумался и вот к каким выводам пришел.

Не существует клиенто-ориентированного решения, которое бы гарантированно подошло всем. Ну то есть без доработки напильником ни одна система управления  контентом не будет полностью соответствовать ожиданиям - какая-то больше, какая-то меньше. Существует, например, Saas-решение от UMI.CMS - в нашем случае, UmiOne. Так вот, как показывает опыт, клиенту в ней либо чего-то в конечном итоге не хватает, либо хочется совсем бесплатно. В первом случае - к разработчику, во втором случае - на народ.ру, ucoz или еще куда подальше.

Лидеры рынка уверяют: если вдруг ваш разработчик куда-то денется, вы без труда найдете другого. Система распространенная, так что человек, в достаточной степени разбирающихся в вопросе, достаточно, будет даже выбор. Однако так ли это?

Вот типичная история. Клиент, достаточно крупный и богатый, решает сделать новый проект, интернет-магазин. Айфоны-самсунги, все дела. Находит разработчика, тот предлагает Юми. Сайт готов процентов на 80, разработчик пропадает, телефоны не отвечают, и вообще что дальше делать, неясно. Клиент начинает искать, кто доделает ему сайт, в который вложено уже небольшое ведерко денег.

Каждая студия, в которую обращается клиент, предлагает ему следующую схему: оставляем дизайн, возможно верстку, остальное сносим и начинаем делать с нуля - естественно, на своей системе. Предлагается тонна самописных cms, битриксы - шмитриксы, полный зоопарк cms для магазинов и даже - sic! - вордпресс. В итоге клиент находит меня и все у него становится хорошо.

Лично я не пишу свою сиэмес. Мне совершенно не важно, уйдет от меня клиент или нет, потому что я знаю, что он не уйдет. Если, конечно, у нас все будет хорошо, а я постараюсь.

Единственный раз в жизни я взялся за доделку чужого кода, для хорошо знакомого человека, по его слезной просьбе, и проклял все на свете. Недокументированный мутный код, собственный шаблонизатор, который пришлось выпилить и запилить вместо него смарти, и страшные тормоза. Зачем вы это делаете, люди? Для того, чтобы навсегда приковать клиента к себе, как кандалами, потому что ни один вменяемый программист в ваш код не полезет? Я видел, как клиенты платили 20 тысяч рублей за доработку YML в своем же скрипте, чтобы тот хотя бы проверку в Яндекс.Маркете проходил.

Я знаю, что идеальных скриптов не сушествует. Я знаю, что наши CMS требуют допиливания, и я к этому готов. Я работаю с UMI.CMS уже лет пять, я знаю эту систему, и все равно она подкидывает мне сюрпризы. Но это все решается.

А главный вывод такой. Конкуренция в среде веб-разработки огромна и будет расти. На этом фоне тенденция очевидна - будут появляться клиенты, чья квалификация позволит обойтись без профессионального разработчика и работать напрямую с производителем CMS. И будет расти количество "студий" и частных разработчиков, которые будут лепить на коленке более или менее качественные продукты и пытаться ими конкурировать друг с другом. Те же, кто сегодня лидирует на рынке, вынуждены будут придумывать Saas или какие-то другие формы продвижения своего продукта, чтобы сохранить лидерство.

А что вы думаете? Как складывается ваша практика? А если вы владелец сайта или потенциальный клиент, как вам было бы лучше?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мне интересно ваше мнение.